<< Назад | |
Героям Русско-японской войны
1904-1905 гг. посвящается...
В Год 70-летия Великой Победы, ставший для России ещё и Годом литературы, о 110-летии со дня окончания Русско-японской войны 1904-1905 гг. упоминалось редко. Войну с Японской империей за контроль над Манчжурией и Кореей Российская империя проиграла – 23 августа (5 сентября) 1905 г. в Портсмуте (США) был подписан мирный договор, который зафиксировал уступку Россией Японии южной части Сахалина и своих арендных прав на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу.
Считаю, что подобное «беспамятство» недопустимо, ведь многомесячная оборона Порт-Артура – одно из ключевых сражений этой войны – вошла в анналы военной истории. Блокада крепости длилась 239 дней, осада в тесном смысле этого понятия – 159. Каждый порт-артурец сразился с четырьмя японцами и двух из них убил. В неравной, но честной борьбе, облитый жертвенной кровью защитников, в декабре 1904 Порт-Артур пал. «Нет никого лучше нас в атаке, нет никого выше вас в обороне, – говорили японцы порт-артурцам. – Если бы мы соединились, то завоевали бы весь мир!»
Героизм русских солдат, проявленный при обороне города, настолько потряс врага, что потомки гордых самураев решили увековечить их память: сразу после войны японцы приступили к созданию воинских мемориалов как японским, так и русским солдатам, погибшим при осаде крепости. Сегодня Порт-Артур (китайский Люй-Шунь-коу) на южной оконечности полуострова Ляодун – уникальный город-порт, находящийся за пределами дальнего зарубежья России, по количеству исторических памятников и реликвий, имеющих отношение к нашей стране, не имеет себе равных. Окруженная скалистыми горами гавань может по праву считаться третьей крепостью воинской ставы российской армии и флота после Кронштадта и Севастополя.
В Курском Порубежье, селе Попово-Лежачи – родине II Международного фестиваля имени Н. Мельникова «Яблоки в траве» – современная улица Фрунзе более полувека носила это славное имя. Старожилы и теперь охотно показывают всем желающим, как проехать к Порт-Артуру поповолежачанскому.
Эта односторонняя улочка, всего-то в 20 домов, половина из которых сейчас пустуют, ответвляется от Дрыжика (часть ул. Ленина), торопится вдоль густо заросшего деревьями и кустарником обрыва – земного рая рыжих плутовок, устраивающих здесь засады на кур, и, чуть выгнувшись к северо-востоку, упирается в Максимову Кручу. Кстати, место для поповолежачанцев тоже историческое: пусть воды Сейма давно скрыли часовню, стоявшую над захоронением основателей поселения – хлеборобов-воинов, погибших в схватках с жестокими степняками, но легенды о них продолжают жить в памяти благодарных потомков. По давней традиции, получив документ, недавно именовавшийся «аттестатом зрелости», на святое для предков место приходят после Бала выпускники Попово-Лежачанской и Тёткинских посёлковых школ, чтобы встретить на Круче свой первый взрослый рассвет.
Что же общего между легендарным городом-портом на юге китайской Манчжурии и крохотной улочкой в сельской глубинке на юго-западной границе Соловьиного края России? К сожалению, местные предания не донесли до нас ни фамилий, ни имён, ни точной даты, когда она впервые была названа «Порт-Артуром». Как-то довелось услышать версию, что якобы произошло это во время Русско-японской войны из-за сходства её очертаний с формой Ляодунский полуостров. Как много наших современников, владеющих не только картой – языком географии, но и Интернетом, сравнивали эти «очертания» сегодня? По крайней мере, мне такого сходства уловить не удалось.
Я не беру на себя задачи описания и разборки Русско-японской войны, но напомню, что Порт-Артур дал армии и флоту выдающихся начальников. Не говоря о главном русском герое всей войны – генерале Кондратенко – назову имена Горбатовского, Ирмана, Шварца, Григоровича, Эссена, Колчака. В ряду артурских героев нельзя не вспомнить имя победителя – славного японского генерала Ноги, потерявшего под стенами крепости обоих своих сыновей, а восемь лет спустя, не пожелавшего пережить своего императора. Далее кратко остановлюсь лишь на событиях, на мой взгляд, непосредственно связанных с появлением на Курщине тёзки легендарной крепости.Ровно в полночь с 26-го на 27-е января (9 февраля) 1904 года, ещё до официального объявления войны, японские корабли выпустили семь торпед по русской эскадре, беспечно стоявшей на внешнем рейде. Так началась Русско-японская война. Во время осады обе стороны, японцы и русские, проявили невиданные упорство и ожесточенность в достижении своих целей – одним взять крепость, другим отстоять ее.
Последние бои за Порт-Артур в очередной раз показали, как и в ходе всей осадной войны, массовый героизм русских воинов. Порт-артурцы бились в предсмертных судорогах – каждый понимал, что после 11-месячных нечеловеческих усилий, можно удержаться еще только несколько часов. Люди, истощенные цингой, раненые по нескольку раз, голодные, без патронов, ложились сотнями от массы сыпавшегося на них металла и умирали на своих местах, а заменить убывших было некому, силы иссякли: «и для героев есть невозможное». 20 декабря 1904 (2 января 1905) генерал Стессель послал к японцам парламентеров. К тому времени крепость не подлежала деблокированию – её попросту больше не существовало.
23 декабря 1904 (5 января 1905) была заключена капитуляция, согласно которой 23000 защитников Порт-Артура – остатки сухопутного гарнизона, 5000 сахалинских вояк, 11000 моряков трех наших тихоокеанских эскадр, несколько тысяч замертво подобранных на полях сражений сдавались военнопленными со всеми запасами боевого снаряжения. До конца войны пленники должны были находиться на Японских островах. Офицеры могли вернуться на Родину, дав честное слово, что не будут участвовать в военных действиях.
Война 1904-1905 годов отличалась немыслимой в последующие времена гуманностью по отношению к пленным. За исключением редких эксцессов, войска на поле боя не допускали расправ над захваченными противниками, а боевые действия тех лет называют «последней в истории схваткой джентльменов».
К вчерашним противникам японцы относились гуманно: неплохо кормили, работали те в меру, не допускалось издевательств и истязаний. Помимо православных, среди русских войск были католики, мусульмане и иудеи, для них были построены и костёл, и протестантская кирха, и синагога, и мечеть. Пленные свободно отправляли письма в Россию, которые, правда, читала цензура. Долетали до них и известия о бушевавшей на родине революции.
После прекращения войны в Токио 7 ноября 1905 года был подписан протокол об обмене пленными, и русских партиями стали отправлять домой.
Одним из защитников легендарной крепости был уроженец села Попово-Лежачи И.Н. Гончаров, 1878 года рождения. Участнику Русско-японской войны довелось сражаться и на фронтах Первой мировой, воевать с австрийцами. После войны Иван Никифорович работал волостным писарем. Участвовал он и в организации сельской школы.
Человек грамотный, начитанный и глубоко верующий Иван Никифорович вызывал неподдельный интерес и заслуженное уважение своих односельчан. Полагаю, его истории от первого лица – рассказы живого свидетеля – о многомесячной обороне крепости, о мытарствах полутора лет японского плена и пути домой длиной в полгода, поразили односельчан настолько, что улочку, на которой поселился артурский герой стали называть Порт-Артуром.
На японском острове Сикоку, в городе Маругаме, наш земляк подружился с пленным канониром 2-й батареи 6-й Восточно-Сибирской Стрелковой Артиллерийской бригады Иваном Дрозжиновым. Его товарищ по несчастью писал стихи, а Иван Никифорович старательно их переписывал в тетрадь. Первая такая запись датируется 25 апреля 1905 г. (поэт написал их с 10 мая по 13 сентября 1904 ещё в г. Мацуяма – городе поэтов), начиная с 19 ноября 1904 г. под его стихами стоит уже г. Маругаме.
Хочется верить, что старая тетрадь с пожелтевшими страницами всё-таки когда-нибудь дождётся своего исследователя (ему в помощь я бережно отсканировала все её 118 страниц). От себя добавлю, что из дуэта И.С. Дрозжинов – И.Н. Гончаров выбивается «Размышления пленника» (с. 100-103), под стихотворением фамилия только Гончарова.
Их последняя совместная запись – стихотворение «Время» от 17 декабря 1905 (Гончаров – 21 декабря), а завершают тетрадь «Радостная весть» от 4 декабря 1905 г. и «Размышление» от 20 декабря 1905 г. с фамилией Гончарова. Что это, случайная описка? Возможно, но, судя по предыдущим страницам, Ивану Никифоровичу не свойственна подобная небрежность. Тогда возникает вопрос: не руке ли сына курской земли принадлежат три этих стихотворения?
Эти личные записи защитников Порт-Артура, давно превратившиеся в исторический документ, и две их фотографии, сделанные в японском плену в 1905 г. мне показал родной внук одного из них – Александр Иванович Гончаров, почётный член краеведческого клуба «Родник» Попово-Лежачанской средней школы. А на словах добавил, что после возвращения из плена, его дедушка около десяти лет переписывался со своим другом-поэтом. Жаль, те письма не сохранились. Но почётный родниковец бережно хранит заветную дедову тетрадь, давно ставшую для уже седоволосого внука Ивана Никифоровича драгоценной семейной реликвией. У наследника героя Русско-японской войны нет сведений о самобытном поэте, кроме того, что Иван Семёнович изредка писал ещё и короткую прозу. Пока не удалось отыскать информацию о боевом друге нашего земляка и автору заметки.
В Год литературы в России, в память об артурских героях в альманахе «Родник» открывается новая рубрика «Страницы истории». В шестом номере читателям альманаха представлено творчество самобытного поэта Ивана Дрозжинова. Ни как пример высокого поэтического стиля, а как пример непобедимой силы духа и солдатского братства.
Стихи публикуются без изменений, с пунктуацией автора, в скобках указан день, когда их записал в тетрадь друг поэта, наш земляк Гончаров Иван Никифорович.
Валентина Ткачёва,
краевед, писатель,член СПР
Иван Семёнович ДРОЗЖИНОВ
В память боя Русских с Японцами 18-го апреля 1904-го года под Тюренченом близь реки Ялу служащей границей Манжурии с Кореей и похода.
Составлено пленным канониром 2-й батареи 6-й Восточно Сибирской Стрелковой Артиллерийской бригады Иваном Дрозжиновым.
ВОСХОД СОЛНЦА
Небо озарилось
На краю востока,
Солнце появилось
Из-за гор далёко.
Свет лучей снопами
По полю разлился.
И росы слезами
Луг озолотился.
Птички встрепенулись
От ночной дремоты,
И сычи вернулись
В лес с ночной охоты.
За село скотину
Выгнали хозяйки.
Над речной плотиной
Закружили галки.
Дым из труб красиво
Выходил и стлался.
И народ лениво
С отдыхом прощался.
Жаворонки с песней
В воздухе парили
И на труд на честный
Пахаря манили.
Всё везде проснулось
Полная тревога
И от тьмы стряхнулось,
Славя имя Бога.
Да на красно солнце
Весело смотрело
И в душе и сердце
Гимны Ему пело.
г. Маругаме, 2 февраля 1905 г. (7 мая 1905 г.)
НЕПРАВДА
Читая вязь Толстого –
Творца благих идей,
Запнулся я немного
На счастии людей.
Мне странны показались
Гипотезы его,
Которыми внушались
Все люди до одного.
Искать в себе все блага
Для радостей земных,
Как будто нет иного
Источника для них.
Невольно на сомненье
Наводит философь,
Когда хоть на мгновенье
О бедном вспомянёшь.
Ни «а», ни «б» не знает
И с тёмною душой
Частенько он страдает
От голода с семьёй.
Откуда же он счастье
В самом себе найдёт,
Когда его несчастью
Помочь никто нейдёт?